Дар слушать

Внимательное слушание - тяжелая работа, но она необходима для развития здорового сообщества.

Рут Хейли Бартон
 

Рассказ по дороге в Еммаус Луки 24:13-35 предлагает нам рассмотреть практику того, как Христос слушает - это один из аспектов нашей приверженности к преобразованию общества.

Бонхёффер отмечает:

Первое служение, которое человек должен другим в общении, состоит в том, чтобы слушать их…. Любовь Бога к нам заключается в том, что Он не только дает нам Свое Слово, но и открывает Свое ухо…. Христиане так часто думают, что они должны что-то сделать, когда находятся в компании других людей, что это становиться единственным служением, которое они исполняют. Они забывают, что слушать, может быть лучше, чем говорить.

Хоть и практика слушания может показаться немного «мягкой» и нечеткой по сравнению с более традиционными практиками малых групп (такими как проповедь, изучение Библии, молитва и служение), полезно помнить, что контекст для наблюдения Бонхёффера был связан с христианскими братьями, страдающими вместе в немецком концлагере. Ясно, что это было то место, где неуместны простые ответы и поверхностная сентиментальность, но истинное слушание - ценилось больше всего.

Бонхёффер доводит дело до конца:

Тот, кто больше не может слушать своего брата, скоро перестанет слушать и Бога; он не будет делать ничего, кроме болтовни в присутствии Бога…. Тот, кто не может слушать долго и терпеливо, обычно будет говорить не по существу и никогда не будет ГОВОРИТЬ с другими, хотя он и не осознает этого.

Подарок Богу от имени других

Преобразование сообщества включает в себя развитие своего рода духовного товарищества, которое сильно отличается от того, что мы обычно испытываем. Да, это подразумевает осознанное присутствие перед человеком, которого мы слушаем, но, что еще важнее, присутствие перед Богом от имени другого. Мы прислушиваемся к тому, каким может быть Божье желание или руководство для этого человека, а не к тому, какой наш лучший совет или как мы можем быть наиболее полезными. Более того, мы готовы быть осведомленными о том, что происходит внутри нас, чтобы наши собственные внутренние побуждения (исправить, решить проблему, облегчить дискомфорт) не мешали тому, что Бог хочет сделать в данный момент.

Качество присутствия также можно описать как ходатайственную молитвенную стойку. Проблема в том, что многие из нас пережили опыт, в каком ходатайстве, было настолько трудным и утомительным, что само слово уже отпугивало нас. Однако Священное Писание уверяет нас, что истинную работу в любом случае совершает Святой Дух - постоянно ходатайствует за святых воздыханиями неизреченными (Римлянам 8:26).

Таким образом, духовное общение можно понимать как молитвенное слушание, в котором мы остаемся достаточно тихими, чтобы прислушиваться к молитве Святого Духа, который уже молится за этого человека перед престолом благодати. Мы можем попросить Бога дать нам некоторое представление о том, о чем уже молится Святой Дух, чтобы мы могли участвовать в этой молитве, как бы Бог ни вел.

Когда подруга Джулиан Норвич спросила ее, как она молится за других, Джулиан описала такое молитвенное общение: «Я смотрю на Бога, я смотрю на тебя, и я продолжаю смотреть на Бога». То, что описывает Джулиан, - это очень свободный способ слушать других и присутствовать с ними.
«Взгляд на Бога» (или Иисуса) говорит о том, что даже до того, как я начну слушать другого человека, я могу признать реальность того, что мы оба находимся в присутствии Бога. Я могу молиться о том, чтобы я лучше видела и понимала цели Бога в жизни этого человека и в нашем с ним разговоре, а не руководствоваться моими собственными планами. Затем, когда я «смотрю на вас» и слушаю вас, я не вижу вас и не переживаю наше взаимодействие просто в человеческих терминах. Я «слушаю», чтобы ощутить Божье сердце и Божью молитву за вас, чтобы я могла присоединиться к Богу в этой молитве. Я осознаю себя и другого в присутствии Бога, желая реагировать только на то, что Бог делает в данный момент.

Осознавая наши собственные тенденции:

Осознавать себя в присутствии Бога означает, что я также хочу осознать свою внутреннюю динамику, чтобы я мог быть мудрым и не позволять всему, что происходит внутри меня, мешать тому, что может делать Бог. Это означает, что я готов отложить в сторону все, что может помешать мне полностью присутствовать перед Богом. Так, например, если кто-то делится чем-то прекрасным, что происходит в его или ее жизни - продвижением по службе, неожиданной возможностью, некоторым опытом, полным радости и удовлетворения, - я могу заметить, что это заставляет меня немного ревновать или соревноваться, и я могу просить Бога помочь мне отбросить чувство ревности, чтобы праздновать то, что делает Бог в жизни собеседника.

Или, возможно, кто-то делится жизненным опытом, похожим на то, что я испытал, и я осознаю, что рискую спроецировать на него свою историю и свои чувства. Когда по Божьей благодати я осознаю свои собственные внутренние наклонности, я могу попросить Бога помочь мне отбросить мои проекции, чтобы полностью присутствовать в том, что переживает этот человек и что Бог может ему сказать. Это может сильно отличаться от того, как я переживал бы подобное, или от того, что Бог сказал бы мне в похожей ситуации. По мере того, как я развиваю такое самосознание, я могу осознавать, насколько мне неудобны слезы, сильные эмоции или сложные жизненные ситуации, но я могу сопротивляться желанию сказать что-нибудь - что угодно! - чтобы облегчить этот дискомфорт. Я мог бы даже представить, как использую юмор, чтобы избежать встречи с огромными не решаемыми жизненными проблемами собеседника.

«Снова смотреть на Бога» - означает, что как только я выслушал другого человека, мне не нужно торопиться со своими мыслями и словами. Так же, как Иисус поступил с учениками на пути в Эммаус, я могу оставаться с этим человеком и позволить своему молчанию выразить благоговейное внимание к тому, чем он только что поделился. Поскольку я присутствую перед Богом от имени другого человека, Бог может дать слово - которое нужно сказать, молитву - чтобы помолиться, действие любви - которое нужно предложить, - а может и ничего не предпринять. Может случиться так, что нет слов, и мы просто молчим друг с другом, позволяя Святому Духу молиться вместе с нами и за нас, пока мы тихо сидим вместе.

Создание безопасного пространства для души

Как видите, это сильно отличается от решения проблем, предоставления советов и попыток утешения людей, которые часто случаются, когда христиане находятся вместе. Такое слушание создает и защищает пространство между нами, гостеприимное для души - место, которое становиться достаточно безопасным, чтобы говорить о наших надеждах и мечтах, наших стремлениях и желаниях. В своей книге «Скрытая целостность» Паркер Палмер рассказывает о том времени, когда он переживал депрессию. Он говорит: “Когда я вошел в смертельную тьму, в которой мне пришлось идти одному (тьма называлась клинической депрессией), я утешался и черпал силы у тех немногих людей, которые не бежали от меня и не пытались спасти меня, а просто присутствовали рядом со мной.”

Комментарии Палмера подчеркивают один из величайших парадоксов человеческого опыта в самых глубоких переживаниях нашей жизни - рождении, смерти, депрессии, утрате, призвании, духовном стремлении или желании - мы глубоко одиноки. И все же есть кое-что, что мы, люди, можем предложить друг другу посреди этого экзистенциального одиночества - дар нашего присутствия. Возможно, одна из причин, по которой «простое присутствие» между людьми настолько мощно, заключается в том, что оно создает пространство, в котором абсолютное присутствие может быть принято как голос, который говорит, любовь, которая утешает, и полнота, заполняющая всю пустоту.

Слушать как Иисус

Духовная дружба и товарищество, характеризующиеся такой ходатайственной молитвенной позицией, они лежат в основе преобразования сообщества. А именно потому, что они создают так много места для слушания Бога во Христе через служение Святого Духа. Один писатель описывает такой вид общения как «выслушивание свободы слова другого». Я долго обдумывал эту фразу, потому что мне кажется, что она настолько верна, и в то же время ее трудно встретить в кругах, в которых большинство из нас живет, работает и общается. Автор, Мэри Шэрон Мур, определяет свободу слова не столько как право человека, сколько как «постоянную внутреннюю свободу говорить правду о своем существе… свободу быть услышанным и принятым, свободу слышать и принимать Божье призвание в моей жизни». Она отличает свободу слова от пустой речи (бесконечная бессмысленная болтовня, заполняющая все карманы тишины), ложной речи (которая показывает разрыв между внутренним я и внешней реакцией и выдает внутреннюю истину) и несвободной речи (которая раскрывает чувство собственного достоинства), жертвы с такими фразами, как «Я не могу…», «Я должен…», «У меня нет выбора…»).

И наоборот, свобода слова - раскрывает подлинное «я» в Боге. Духовная свобода слова уважает сложность и тайну самого себя и обстоятельств жизни. В присутствии глубокого слушания духовно свободный человек может говорить о несоответствии между своими бедствиями и Божьей любовью, своей греховности и божественным милосердием, своим малодушием и неизменной щедростью Бога. Свобода слова - отличительная черта духовно зрелого и зрелого человека посреди духовного парадокса. Свобода слова показывает внутреннюю сосредоточенность на Боге и свободу участвовать в божественной тайне, раскрывающейся в течение жизни.

Это может быть, по крайней мере, один из аспектов речи, на которую апостол Павел ссылается в Послании к Ефесянам, когда он говорит: «Посему, отвергнув ложь говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (4:25).

Описание того, кто может достоверно говорить о своем опыте присутствия (или кажущегося отсутствия) Бога в реальной жизненной ситуации, кажется мне удачным отражением того, как Иисус слушал речь учеников по дороге в Эммаус. Несмотря на то, что у него определенно был свой взгляд на ситуацию (которым он плодотворно поделился позже), его первоначальным приглашением к ним была полная свобода рассказать об этом так, как это видели именно они. Цель такого слушания - с любовью и смирением, вызвать свободу других, пригласить их на свежий воздух и в свет беспристрастных и бесстрашных выражений того, кем они являются в Боге. На самом деле, духовное товарищество начинается с того, что мы вместе принимаем основные рекомендации для определенного типа слушания, а не предполагаем, что каждый из нас знает, как это делать.

Слушание, которое вызывает у другого духовную свободу слова:

  • Не прерывает, а скорее создает пространство для человека, чтобы обдумать и выразить то, что человеку нужно сказать

  • Воздерживается от использования оценочных фраз, таких как «О, это хорошо» или «Как ужасно!» - ответов, которые просто отражают то, что мы думаем о том, чем они делятся, вместо того, чтобы дать им возможность подробно описать, свою реакцию.

  • Ожидает того, что Дух желает открыть, вместо того, чтобы торопиться со своими мыслями и толкованиями.

  • Задаёт вопросы, которые постоянно стремятся раскрыть более глубокую реальность опыта другого человека, мягко предлагая ему разрешение исследовать, осмыслить и интегрировать свой опыт в свой духовный опыт - такие вопросы, как: «Какое это имеет значение для вас?» «Как вы пережили Бога (или не пережили) в процессе этого опыта?» "Что происходит, когда вы молитесь об этом?" "Какие вопросы это вызывает у вас?"

  • Поощряет человека к зрелой вере - другими словами, к открытию Божьего присутствия и к доверию Божьим целям во всех аспектах жизни (и они сами должны открыть это; мы не можем навязать им такое понимание)

  • Приглашает другого к творческому участию в искупительных целях Бога в этом мире: более тесная связь с тем, что Бог делает в этом мире, более четкое ощущение своего места в нем и щедрый ответ на Божье призвание в соответствии с данными дарами

Можем сделать заключение, что именно такое слушание и говорение испытали ученики по дороге в Эммаус.

- Взято из «Совместной жизни во Христе» Рут Хейли Бартон. Авторские права 2014 Рут Хейли Бартон.